Смотрите еще больше полезных и интересных статей на нашей новой площадке с удобным просмотром на смартфонах, планшетах и компьютерах!
Тест тормозных колодок ВАЗ: премиум-сегмент
Эксперты информационно-аналитического портала Autoparad.ru и столичного «Испытательного центра продукции автомобилестроения» провели масштабные испытания тормозных колодок переднего дискового тормоза, выпускаемых для популярного в странах СНГ семейства переднеприводных ВАЗов.
Тест тормозных колодок ВАЗ: премиум-сегмент
Эксперты информационно-аналитического портала Autoparad.ru и столичного «Испытательного центра продукции автомобилестроения» провели масштабные испытания тормозных колодок переднего дискового тормоза, выпускаемых для популярного в странах СНГ семейства переднеприводных ВАЗов.
Вазовские колодки переднего дискового тормоза – одни из самых массовых (если не самые массовые) продуктов среди автомобильных расходников, поставляемых в страны бывшего СССР. За два с лишним десятилетия тольяттинский автозавод выпустил несколько миллионов переднеприводных легковушек самых разнообразных модификаций, основная доля которых в настоящее время приходится на автомобили девятого и десятого семейства, а также на Lada Kalina. Очевидно, что всю эту массу машин необходимость периодически обслуживать, менять в них изношенные детали, что, безусловно требует организации поставок всех необходимых запчастей и расходных комплектующих, к которым, в частности, относятся и тормозные колодки.
Сама по себе данная товарная группа (а уже тем более тормозные колодки переднеприводных ВАЗов) на нашем рынке пользуется стабильно высоким спросом, а потому неудивительно, что эти расходные элементы поставляют не только отечественные производители, но и десятки зарубежных фирм. Так что во время подготовки к сравнительному тесту, который был организован совместно с рядом автомобильных журналов, выбор вазовских комплектующих проблем не доставил. В итоге наши эксперты, прошерстив электронные каталоги, закупили в ряде интернет-магазинов ни много ни мало двадцать комплектов передних колодок наиболее ходовых торговых марок.
Перечислять их в рамках этого материала нет необходимости, поскольку испытания проходили в два этапа, на каждом из которых исследовалась конкретная группа образцов. Связано это с тем, что изначально все участники теста были разделены на две ценовые категории. Первая - это премиум-сегмент, в котором собраны колодки стоимостью от 400-сот и выше руб. Вторая – это, соответственно, колодки стоимостью ниже 400 руб.
В рамках сегодняшнего материала мы публикуем результаты испытаний десяти комплектов колодок из премиального сегмента, представленного исключительно зарубежными торговыми марками. Это такие популярные бренды как Brembo, Bosch, Hankook Frixa, Ate, Delphi, Textar, Road House, Ferodo, Valeo и LPR. Все образцы произведены на европейских заводах, исключение – модели Hankook Frixa, которые изготавливают в Южной Корее, и Valeo, выпушенные в Индии.
Пару слов о показателях
Все закупленные тормозные колодки мы передали специалистам аккредитованного «Испытательного центра продукции автомобилестроения» (г. Москва), которые на мощных имитационных стендах с использованием специального оборудования проводили исследования основных эксплуатационных характеристик тормозных колодок.
Не вдаваясь в методологические особенности этих испытаний и их техническое содержание, отметим два главных, на наш взгляд, момента, которые помогут позиционировать исследованные образцы и составить их своеобразный рейтинг на основе полученных результатов.
Во-первых, это показатели, связанные с безопасностью. Любая колодка в период эксплуатации должна обладать требуемыми фрикционными свойствами, оставаясь при этом целой и невредимой. Поэтому фрикционные и прочностные показатели колодок обязательно нормируются, не зря ведь в том же самом НАМИ регулярно проводятся соответствующие сертификационные испытания различных тормозных элементов на их соответствие установленным нормативным документам.
Во-вторых, это эксплуатационные показатели, в первую очередь связанные с износостойкостью колодок и их воздействием на тормозной диск. Эти параметры не нормируются, хотя очевидно: чем меньше износ колодки и диска, тем лучше.
К другим эксплуатационным нюансам, касающихся оценки колодок, можно отнести такое понятие, как комфортность езды. Например, если колодка при торможении скрипит или пищит, езда вряд ли будет комфортной. Кстати, среди участников теста было несколько скрипучих экземпляров, но об этом позже. А пока перейдем к сопоставлению результатов испытаний, в ходе которых определялись прочностные характеристики вазовских колодок.
Проверка на прочность
Оценка прочностных показателей тормозных колодок – важнейший и обязательный этап их испытаний. В ходе данных исследований определяется прочность соединения фрикционной накладки с металлической подошвой или, как ее еще иногда называют, основанием колодки. Во время таких испытаний контрольный образец преднамеренно разрушают. Происходит это так: колодку (вернее, ее основу) жестко закрепляют на рампе, а на фрикционную накладку воздействуют с помощью специального мощного домкрата, фиксируя динамометром то усилие, при котором происходит ее отрыв от металлической основы.
Согласно нормативным требованиям, прочность сцепления фрикционных накладок с подошвой у тормозных колодок ВАЗ должна быть не менее 2,5 МПа. Такое значение данного параметра гарантирует, что даже при частом интенсивном торможении (в том числе в условиях воздействия больших циклических нагрузок на накладку и диск) колодки не развалятся и смогут обеспечить требуемые тормозные характеристики. Что же продемонстрировал этот тест?
Стендовые исследования показали, что все вазовские колодки, принявшие участие в испытаниях, имеют более чем солидный запас прочности на отрыв (см. таблицу). Даже у самых «слабых» он как минимум в три с лишним раза превышает норматив. Это, безусловно, радует и свидетельствует о том, что с точки зрения пассивной безопасности вышеперечисленные модификации тормозных колодок заслуживают самой высокой оценки!
На наш взгляд, столь большой прочностной запас обусловлен тем, что зарубежные производители сейчас используют хорошо отработанные и проверенные на практике, например, в спорте, технологии приготовления фрикционных смесей и клеевых компаундов. Иначе как объяснить, что, например, у вазовских колодок от Road House, (а это комплектующие для недорогих серийных автомобилей) запас прочности превышает нормируемое значение в шесть раз! Интересно, насколько это оправдано экономически? Вопрос к производителю!..
Фрикционные свойства
Фрикционные свойства являются главными показателями, непосредственно демонстрирующими способность колодки обеспечивать эффективное торможение при различных условиях эксплуатации. Отметим, что среди специалистов существует несколько различных подходов к оценке фрикционных характеристик колодок, поэтому при сопоставлении результатов нынешнего теста будет логично ориентироваться на рекомендации автопроизводителей.
Согласно международному стандарту ECE R 90 и Правилам № 90 ЕЭК ООН, минимальное значение коэффициента трения колодок, поставляемых на вторичный рынок, не должно уменьшаться более чем на 15% от нижней границы установленного норматива. Например, если для вазовских переднеприводных автомобилей среднее значение коэффициента трения передних колодок будет варьироваться в пределах 0,35-0,40, то допустимый минимум этого показателя, измеренного у исследуемых колодок, не должен опускаться ниже отметки 0,3.
Известно, что фрикционные свойства тормозных колодок в значительной степени зависят от реальных условий эксплуатации. На эффективность торможения влияет масса факторов, однако все их воспроизвести на стенде довольно сложно. Поэтому во время стендовых испытаний специалисты НАМИ учитывают три ключевых момента, позволяющих качественно и количественно оценить фрикционные свойства представленных на тест образцов. Они определялись в виде зависимостей коэффициента трения от трех основных параметров: давления в тормозном цилиндре, скорости, при которой начиналось торможение, а также температуры тормозных накладок. Полученные данные были структурированы в виде графиков, позволяющих, что называется, воочию, сравнивать характеристики изделий. Каков же должен быть характер упомянутых зависимостей?
Борьба за независимость
Отметим, что если бы производителям удалось создать «идеальную» колодку, то на каждом графике мы бы увидели ровную горизонтальную линию. Иначе говоря, коэффициент трения у «идеала» должен быть постоянным вне зависимости от температуры, скорости автомобиля или давления в приводе.
Но поскольку на практике такого не бывает, условным критерием оценки тормозных свойств колодки может быть относительная разница между максимальным и минимальным значениями коэффициента трения, измеренная в процентах (ее еще называют неравномерность). Чем меньше это параметр, тем выше стабильность тормозных свойств колодки. Что же мы имеем по результатам теста вазовских моделей?
Если посмотреть на графики, приведенные на фото, видно, что все проверенные комплекты по своим показателям укладываются в нормативы. В то же время у каждого участника теста есть четко выраженные «максимумы» и «минимумы» в различных видах испытаний. Так, например, при оценке зависимости коэффициента трения от давления в приводе лучшую стабильность параметров показали колодки Ferodo, Valeo и ATE. У последних разброс измеренных значений составил всего 6%.
Если участников теста сравнивать по графикам зависимостей коэффициента трения от начальной скорости торможения, то здесь в лидирующей группе выступают Brembo,
Hankook Frixa и Ferodo – у них незначительный разброс значений, примерно на уровне 14-16%. Что же касается такого важного фрикционного показателя, как зависимость коэффициента трения от температуры тормозных накладок, тут вновь стоит выделить бренд Hankook Frixa, а также Road House и Textar с разбросом измеренных значений в диапазоне 13-15%.
Поговорим об износостойкости
Говоря о качественных критериях, характеризующих эксплуатационные свойства колодок, специалисты в первую очередь выделяют два основных показателя – величина износа фрикционной накладки и величина износа тормозного диска. Эти параметры в значительной мере взаимосвязаны, и лучшей колодкой считается та, у которой оба показателя минимизированы. Каковы же результаты этих исследований? Тест четко обозначил лидера - колодки Hankook Frixa с износом накладки в сотые доли миллиметра и износом диска в тысячные доли миллиметра. С такими показателями корейские образцы существенно опережают колодки от АТЕ и Brembo, также вошедшие в лидирующую группу.
В тесте на износостойкость есть и свой явный аутсайдер - колодки LPR, износ которых на завершающем цикле испытаний достиг 0,6 мм. Это, по общему мнению экспертов, является существенным недостатком, даже несмотря на то, что с колодками LPR в ходе теста был зафиксирован практически нулевой износ тормозного диска.
Подведем итоги теста
Количественные данные, полученные на всех этапах испытаний, мы собрали
в сводной таблице. Для большей наглядности отображаемых результатов мы разделили их на три группы по три образца, закрепив за каждой группой свой цвет. Так, результаты лидирующей группы в том или ином столбце выделены красным цветом, данные средней группы – синим, а группа аутсайдеров обозначена зеленым. Все это дает, на наш взгляд, более четкое понимание картины, позиционирующей конкретный бренд в сводной таблице.
Очевидно, что лучшими оказываются те образцы, у которых больше результатов, отмеченных красным и синим цветом, а значения результатов - наименьшие. Эти критерии позволило нам составить на основе совокупности полученных данных свой рейтинг для участников нынешнего теста.
Итак, безусловным лидером стали колодки Hankook Frixa, показавшие на шести основных этапах испытаний пять лучших результатов. Второе место заняли колодки торговой марки ATE, на третьем - колодки бренда Brembo. Далее по рейтингу идут тормозные колодки Ferodo, тормозные колодки Road House и тормозные колодки Valeо, затем тормозные колодки Bosch, Textar и Delphi. Замыкает список участников колодки марки LPR.
Конечно, данная расстановка ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. Тем не менее она четко отражает те качественные и количественные показатели, которые были выявлены на основе установленных критериев.
Краткое резюме для автолюбителей
Завершая этот материал, мы хотим особо подчеркнуть, что в целом все участники нынешнего теста с честью выдержали стендовые испытания. Если рассматривать тот или иной комплект в отдельности, то каждый из них в полной мере соответствует премиальному сегменту, обеспечивая с хорошим запасом требуемые эксплуатационные показатели. А те различия в параметрах, которые выявились в ходе теста, могут стать неплохим, а в некоторых случаях - и определяющим - фактором при поиске конкретного варианта колодок. Так что последнее слово при их покупке остается за потребителями.
Просмотров: 98761
Популярные материалы